КАК ПРЕДСКАЗАТЬ СВОЕ ПРОШЛОЕ?

Историческая наука в постсоветских государствах

          "Страна с непредсказуемым прошлым" - эта известная фраза Владимира Буковского, превратившаяся в популярный афоризм, очень точно характеризует отношение постсоветского общества к исторической науке.
          Решительный пересмотр прежних представлений об истории страны, начавшийся в конце 80-х годов, не только открыл дорогу объективному изучению прошлого, но одновременно дезориентировал широкую публику, не привыкшую к дискуссиям и всякого рода альтернативным теориям. В этой ситуации нишу популярной истории заполонили многочисленные халтурные поделки в духе "тайн любовниц французских королей" или "разоблачительных" теорий г-на Фоменко и его шустрой астрономической братии.
          Однако псевдоисторическая халтура все-таки не может удовлетворить потребность общества в серьезном осмыслении своего прошлого. За десять лет существования независимых государств произошло формирование новых национальных исторических школ. Каким образом оценивают события прошлого нынешние историки? В каком направлении развивается историческая наука в России и других постсоветских государствах? Какое влияние новое видение прошлого оказывает на взаимоотношения стран и народов?
          Задачу ответить на эти и другие вопросы поставили перед собой авторы сборника "Национальные истории в советском и постсоветских государствах", который издан Фондом Фридриха Науманна, Ассоциацией исследователей российского общества ХХ века, Институтом русской и советской культуры имени Ю.М.Лотмана и Рурским Университетом в Бохуме (Германия).

          Национальные истории:
          прошлое как отражение настоящего




          Царица Тамар (Тамара) - не только известный литературный персонаж, но и один из самых почитаемых монархов грузинской истории





          Исследователи определили характерные особенности и тенденции, определяющие формирование современных национальных исторических школ.
          Так, в грузинском национальном сознании важную роль играет традиция древней национальной государственности, истоки которой восходят к эпохе эллинизма, отмечает историк Юрий Анчабадзе. Этим объясняется совершенно исключительное внимание, которое грузинская историческая наука уделяет средневековым царям-"государствостроителям" (Вахтанг Горгосали, Давид Строитель, царица Тамар, Георгий Блистательный) и, особенно, истории Первой Республики 1918-1921 годов. В связи с этноконфликтами в Абхазии и Южной Осетии одной из доминант исторических исследований стало обоснование целостности и неделимости Грузинского государства.
          В национально-культурной идентичности армян занимают существенное место исторические мифологемы, центральным из которых является образ "христианского народа во враждебном окружении". Доктор исторических наук Бабкен Атурюнян и кавказовед Александр Искандерян считают, что нынешние внешнеполитические проблемы независимой Армении, в первую очередь конфликт в Нагорном Карабахе стали причиной "карабахизации" истории - перенесения акцентов национальной историографии с проблемы геноцида (которая стала причиной формирования комплекса народа-мученика) на доказательства "автохтонности" армянского этноса (что служит образ народа-борца).
          В Казахстане на формирование национальной историографии значительное влияние оказал "комплекс кочевничества", отмечает алма-атинский историк Мурат Сембинов. Уникальное кочевое общество с особой своеобразной и самобытной культурой в массовом сознании ассоциировалось с "отсталостью" и "варварством". Новое государство во главе с национальной элитой стремятся преодолеть негативные стереотипы и найти в прошлом основы и традиции нынешней независимости. Следствием этих поисков стало повышенное внимание историков к выдающимся государственным деятелям прошлого, которые в исследованиях местных ученых предстают в несколько идеализированным виде: Тауке-хан, Аблай-хан, лидеры Алаш-Орды.

          В Казахстане уделяют повышенный интерес к выдающимся историческим деятелям, стремившимся к созданию национальной государственности


          Особую роль национальная историческая наука сыграла в формировании государственности Украины, пишет исследователь из Винницы Валерий Васильев. После 1991 года профессиональные историки пришли на высшие государственные посты, а академические институты стали важными центрами разработки основ государственной идеологии и политики. Характерный эпизод: когда российская сторона поставила вопрос о пересмотре линии российско-украинской границы близ Крыма и в Донбассе, глава Украины Леонид Кравчук в ходе переговоров положил на стол карту Киевской Руси и заявил: "Вот наши границы!"
          Аналогичные процессы формирования национальных исторических школ происходят и других постсоветских государствах, а также в ряде национальных регионов России.

          Образы России:
          от "тюрьмы народов" к "земле обетованной"

          Одной из ключевых проблем новой историографии является переоценка роли Российского государства в истории сопредельных народов. Это крайне болезненный вопрос, который подчас вызывает резкие эмоции со всех сторон. Авторы С.Константинов (Московский пединститут) и А.Ушаков (Российский независимый институт социальных и национальных проблем) попытались выяснить: как за прошедшие годы изменилась оценка узловых моментов российской истории, в каком направлении идет изучение связей с Россией в ближнем зарубежье?
          К сожалению, приходится констатировать, что исследователи не справились с поставленной задачей. Гневно осуждая сепаратистов, навязывающих обществу антироссийские стереотипы, авторы сами оказались не свободны от политических комплексов и идеологических штампов. Вместо серьезного анализа направлений исторической мысли они зачем-то занялись подсчетом "обид", нанесенных России национал-радикалами из УНА-УНСО, цитированием "антироссийских" высказываний лидеров Белорусского Народного Фронта, сетованиями по поводу шествий ветеранов войск СС в странах Балтии и прочими проблемами, имеющими весьма отдаленное отношение к теме исследования. Скорее всего, авторы удивились и даже возмутились, если бы кто-то стал анализировать современную российскую историографию по цитатам из маргинальных газет Лимонова и Баркашева. Серьезным ученым вряд ли придет в голову судить, например, об американской исторической науке по выступлениям ку-клукс-клановцев. Но ведь столь же нелепо приписывать украинским историкам взгляды местных политических демагогов или винить латвийских ученых в эсесовских демонстрациях.
          Весьма сомнительна позиция авторов и в трактовке некоторых моментов истории, связанных с включением в состав Российской империи сопредельных земель. Так, в качестве положительного примера освещения этой проблемы приведена следующая цитата из учебника для 8-9 классов (автор - А.Н.Боханов): "Новые территории никогда не разграблялись, население не становилось данником далекой метрополии. Везде сохранялись существовавший до того общественный уклад и привычные нормы жизни… В России не было дискриминации (различия) по национальному и расовому признаку…" и т.п. Даже оставляя в стороне неверное толкование слова "дискриминация" (которое, как известно, вовсе не является дословным переводом исходного римского "discriminatio", а обозначает ущемление или умаление прав какой-либо группы людей по признаку национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п.), остается непонятным: как люди, считающие себя профессиональными историками, могут ставить в пример столь грубую, откровенную, противоречащую всем историческим фактам ложь?
          Разумеется, Российская империя вовсе не была "землей обетованной" для инородцев и иноверцев, а царских генералов-администраторов вряд ли можно представить апологетами идей национальной толерантности. Достаточно вспомнить, например, поголовное истребление убыхов, карабулаков и других народов в ходе Кавказской войны, ущемление гражданских и социальных (избирательных, имущественных, торговых, религиозных, культурных) прав мусульман, печально известную "черту оседлости" …
          Другое дело, что история народов Российской империи (как история всякого народа) имела и негативные, и позитивные стороны. Но желая подчеркнуть положительные моменты этой истории (о которых прежде не говорили, ибо они не вписывались в официальную концепцию "проклятого царизма"), нельзя при этом прекращать исторические исследования в слащаво-приторный поток фальшивых деклараций о "благоденствии" народов под сенью империи.

          Северный Кавказ:
          борьба за благонадежность

          Еще более некомпетентным и субъективным выглядит очерк о развитии исторической мысли на Северном Кавказе. Мало того, что автор этого раздела (Людмила Гатагова из Института российской истории РАН) практически не скрывает своих этнических предпочтений, признавая "единственно правильными" труды владикавказских историков, она к тому же постоянно путает имена, фамилии, народы, обстоятельства и исторические факты.
          Так, покойный профессор Хаджи-Мурат Ибрагимбейли, один из видных исследователей-кавказоведов, характеризуется как автор статей "в духе посредственной публицистики, вполне ненаучных и бездоказательных", да еще почему-то записан в "чеченцы" (видимо, это является решающим доказательством "неблагонадежности" дагестанского ученого). А творения профессора М.М.Блиева, чья концепция "горского экспансионизма" была полностью отвергнута всеми серьезными учеными-кавказоведами еще во второй половине 80-х годов, автор объявила "фундаментальными" и "стоящими особняком" (видимо, особняком от исторической науки?).
          Автор с нескрываемым раздражением пишет об интересе ученых к истории Кавказской войны. Особенно не нравится ей положительные оценки Имама Шамиля, который, по мнению Л.Гатаговой, «назначен» центральным персонажем северокавказской истории (интересно, какую альтернативу Шамилю могла бы предложить сама автор?). И тут же назойливо подчеркивается «особость» и лояльность североосетинских историков, которые «не только не пересмотрели свою версию включения в состав Российской Империи, но и демонстративно отметили 220-ю годовщину этого события, широко освещая ее в прессе». В целом статья производит впечатление заказного полит-PR и упрек, адресованный историкам-кавказоведам, в «сползании» в «опасную область идеологии и политики» можно вернуть самому автору.
          Конъюнктурные, идеологизированные и просто непрофессиональные очерки, к сожалению, существенно снижают научную ценность всего исследования. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, сборник "Национальные истории в советском и постсоветских государствах" заслуживает серьезного внимания, в первую очередь благодаря постановке сложной и важной проблемы перспектив развития национальной исторической науки в постсоветских странах.

          Национальные истории в советском и постсоветских государствах. Под редакцией К.Аймермахера, Г.Бордюгова. - М., "АИРО-ХХ", 1999. - 446 с.